Проблемы воспитания, обучения, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Как правило, у этих детей присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви. Все это приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию.

 Одним из методов, который помогает решить эту проблему, является арт-терапия, основной целью которой является гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредствам искусства, восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.

Именно поэтому большое значение в работе с воспитанниками отделения реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями развития БУ «Канашский КЦСОН» Минтруда Чувашии отводится арт-терапии.

Арт-терапия особенно ценна для тех детей, которые не очень хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих чувств, переживаний. Результаты такой деятельности являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка. Вовлекая детей с ОВЗ в совместную творческую деятельность, мы открываем новые возможности социализации, повышаем уровень их интеграции в общество.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что арт-терапия способна оказать влияние на социализацию детей с ОВЗ тремя способами. Во-первых, повышая самооценку ребенка с ОВЗ, арт-терапия учит его познать и выражать себя, а также самоутвердиться. Ребенок с адекватной самооценкой не будет испытывать дискомфорт при общении с другими детьми и людьми. Во-вторых, улучшая психоэмоциональное состояние и эмоциональный интеллект. Благодаря тому, что ребенок правильно понимает свои и эмоции других людей, у него не возникнет недопонимание с окружающими. Кроме того, повышая свое эмоциональное благополучие, ребенок с ОВЗ не будет испытывать тревожность и агрессивность при общении со сверстниками. И, в-третьих, арт-терапия оказывает влияние на сам уровень социализации, повышая коммуникативные навыки ребенка и находя ему друзей во время групповых занятий.

10 марта 2021
16:09