«Установление последовательности событий»
Методика "Установление последовательности событий" предназначена для исследования логического мышления, выявления сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.
В качестве экспериментального материала используются сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.
Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению.
Значительный интерес представляют особенности устной речи испытуемых, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.