Влияние мелкой моторики на развитие речевых компонентов
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка и подготовки к обучению навыкам письма. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: в первую очередь мы осваиваем тонкие движения пальцев рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем, чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции.
Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдается скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.
Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле-в любом. Однако, чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.
В младшем возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную и игровую деятельность малыша.
Сегодня воспитанники отделения реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями развития БУ «Канашский КЦСОН» Минтруда Чувашии, на логопедическом занятии в ходе дидактических игр, направленных на совершенствование мелкой моторики, стимулировали развитие речи, развивали воображение и фантазию.
В ходе занятия дети получили массу положительных эмоций.