Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з],[зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь],) его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

 Причины, по которым нужно заниматься артикуляционной гимнастикой:

   1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

   2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

   3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

 Сначала знакомят ребёнка с основными положениями языка губ. («Сказка о весёлом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

 Затем повторяют с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготавливаются карточки с рисунками-символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно нужно обратиться к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Воспитанники отделения реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями развития Канашского комплексного центра социального обслуживания населения, ежедневно на индивидуальных занятиях с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику, тем самым отрабатывают определённое положение губ, языка и мягкого нёба, необходимых для произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.



17 января 2022
14:44
Поделиться