Советы родителям. Как общаться с неговорящим ребёнком?

Советы родителям.  Как общаться с неговорящим ребёнком?

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой ситуации. В результате проведённых бесед, были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:

  1. Сопровождайте свои действия, а так же действия других и самого ребёнка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребёнка требуют пояснений, например: «Наступило утро, ты проснулся. Идём в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».
  2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребёнка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребёнку.
  3. Речевой комментарий должен включать в себя все части речи. Называйте не только предметы, но и действия, качество предметов. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».
  4. Речь, обращённая к ребёнку, должна быть эмоциональной, с интонацией, тембром, громкостью, с чёткой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребёнка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребёнок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребёнка или кричать: «Посмотри на меня».
  5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а так же использовать предметы или фотографии для улучшения понимания. Например, если ребёнок злится и хочет Вас ударить, скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребёнком подушку или кресло мешок.
  6. Говорите о том, что актуально для ребёнка, в данный момент, желательно в тот момент, когда активна предметно-практическая деятельность ребёнка (например, ребёнок помогает развесить выстиранное бельё).

Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребёнка для развития эмоциональной лексики.

Не используйте  словосочетания, метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребёнком. Стройте предложения по схеме «субъект+действие+объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».

Помните самое главное правило: следите за активностью ребёнка!

Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте.

Для того, чтобы ребёнок говорил, ему нужно обилие собственной речевой практики.



17 мая 2022
10:47
Поделиться