Обучение детей рассказыванию по картине

Обучение детей рассказыванию по картине

                                                                               Известный педагог К.Д. Ушинский говорил:

                                                                               «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

 

Одним из самых трудных видов речевой деятельности, в процессе обучения  детей с ОВЗ является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Диагностика умения составлять рассказы по картине из серий сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах;  при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников. И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствую высокому уровню (ребенок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей).

В отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными  возможностями развития БУ «Канашский КЦСОН» Минтруда Чувашии,  психолог Федорова Оксана Петровна часто использует в своей работе  методику «Расскажи по картинке», «Последовательные картинки». Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых. В данном занятии психологу  необходимо научить ребенка  последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

Универсальная методика «Последовательные картинки», «Расскажи по картинке»,  которую психологи часто используют, может использоваться и родителями в домашних условиях. Она помогает понять, насколько соответствует возрасту уровень интеллектуального развития малыша и вовремя выявить возможные проблемы. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главным остается – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.



29 сентября 2022
16:33
Поделиться