Известно, что подражание — непременное условие овладения речью: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает,  в каких ситуациях употребляются те или иные слова и выражения и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении – взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда нужно назвать предмет.  Это, несомненно, необходимое условие.  Но ребёнок не только имитатор, но и творческий участник овладения языком. Иначе, невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.

Для активизации речи предлагаю разнообразные методические приёмы,  структурно организованные в блоки, которые активно использую в работе с детьми с ОВЗ в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями развития БУ «Канашский КЦСОН» Минтруда Чувашии. Каждый блок содержит систему постепенно усложняющихся заданий, что позволяет организовывать общение,  занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребёнка, его общее,  психоречевое  и психомоторное развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения. Выделяем следующие блоки:  диалог, имитация, звукоподражание, договаривание  рифмующихся слов в стихах, чтение.

Предлагайте ребёнку все задания из каждого блока, но не настаивайте на их выполнении, чтобы не отбить у него охоту заниматься. Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые вы  его вовлекаете, какие-нибудь обязательно  понравятся, и он начнёт проявлять в них активное участие.

 

14 мая 2021
16:13