Известный педагог К.Д. Ушинский говорил:
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
Одним из самых трудных видов речевой деятельности, в процессе обучения детей с ОВЗ является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Диагностика умения составлять рассказы по картине из серий сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников. И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствую высокому уровню (ребенок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей).
В отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями развития БУ «Канашский КЦСОН» Минтруда Чувашии, психолог Федорова Оксана Петровна часто использует в своей работе методику «Расскажи по картинке», «Последовательные картинки». Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых. В данном занятии психологу необходимо научить ребенка последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
Универсальная методика «Последовательные картинки», «Расскажи по картинке», которую психологи часто используют, может использоваться и родителями в домашних условиях. Она помогает понять, насколько соответствует возрасту уровень интеллектуального развития малыша и вовремя выявить возможные проблемы. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главным остается – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
16:33